Джон Стэнмейер
В 2013 году американский фотограф Джон Стэнмейер путешествовал по Северной Африке, выполняя задание National Geographic. Он делал материал о миграциях людей в этом регионе. Однажды ночью он прогуливался по пляжу в Джибути, пытаясь найти материал для своего проекта. Неожиданно он увидел толпу людей, поднявших вверх свои сотовые телефоны. Фотограф спросил переводчика, что они делают. Тот объяснил, что эти люди — сомалийские мигранты, пытающиеся поймать дешёвый сигнал из Сомали, чтобы поговорить с родными, которые остались дома. Стэнмейер тут же сделал снимок. Он сфотографировал людей так, чтобы их лиц не было видно: мигранты были очень пугливы.
Джибути часто служит пунктом остановки в пути следования для мигрантов из таких стран, как Сомали, Эфиопия и Эритрея. В поисках лучшей жизни люди отправляются в Европу или на Ближний Восток.
«По иронии судьбы, именно на этом месте 60 тысяч лет назад был сухопутный мост, который позволил нам продолжить наш путь — соединиться, — сказал позже Стэнмейер. — Сегодня у нас есть другие средства связи, например, мобильный телефон. <…> Что может лучше проиллюстрировать современную миграцию?»
Фотография Стэнмейера стала ведущей иллюстрацией статьи «Вне рая», опубликованной в декабрьском номере журнала National Geographic. А вскоре международное жюри ежегодного конкурса World Press Photo назвало её лучшей фотографией 2013 года. Снимок выбрали из почти 99 тысяч фотографий, присланных фотографами из 132 стран мира. Сара Лин, старший фоторедактор National Geographic, назвала фотографию «символом цифровой эры, в которую мы живём». Член жюри World Press Photo Сьюзан Линфилд отметила, что зачастую фотографии мигрантов «показывают их потрёпанными и жалкими», а это фото скорее «величественно».
To Walk the World
Journalist Paul Salopek embarks on a seven-year global trek from Africa to Tierra Del Fuego, following in the footsteps of our restless forebears
nationalgeographic.com
Сам Стэнмейер сказал о своей работе так: «Когда я стоял на берегу Красного моря тем вечером в Джибути, то чувствовал, словно фотографирую всех нас — вас, меня, наших братьев и сестёр — всех, отчаянно пытающихся связаться с теми, кого мы любим. В этот неясный период миграции людей, где переплетаются одновременно надежда и отчаяние, мы стремимся найти утешение, чувство равновесия, мы желаем быть дома, восстановить что-то постоянное, обнадёживающее. Эта фотография сомалийцев, пытающихся словить сигнал — словно образ всех нас, как мы стоим на распутье гуманности, где мы должны спросить себя, что действительно важно, что требует нашего общего внимания в глобальном обществе, где пересекаются проблемы миграции, границ, войны, бедности, технологий и коммуникаций».
Так, фотография, на которой коммуникация соседствует с отчуждением, а высокие технологии — с нищетой, стала главным снимком 2013 года, указав на парадоксы современного общества. Возможно, Сара Лин права, и именно такую фотографию можно назвать символом нашего времени.