Эдвард Стайхен: Озеро в лунном свете, 1904
Фотография была сделана на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. На снимке размером 41х48 см изображено лесное озеро в окружении деревьев, отражающее лунный свет. Стейхен одним из первых американских фотографов использовал автохромирование — в то время революционный метод производства цветных фотоснимков. «Озеро в лунном свете» — один из первых его экспериментов в этой технике. В мире существуют только три отпечатка этой фотографии.
Эдвард Стейхен — крупнейший американский художник и фотограф первой половины XX века. В начале века вместе с Альфредом Стиглицем он принял участие в создании клуба Photo-Secession. Этот клуб объединил американских фотографов-пикториалистов.
Пикториализм (pictorialism от англ. pictorial — живописный) был популярным течением в европейском и американском фотографическом искусстве начала прошлого века. Этот стиль подчеркивал в фотографии те черты, которые сближали ее с живописью и графикой эпохи (импрессионизм, живопись прерафаэлитов, символизм, югендстиль, арт-нуво и др.). Для достижения подобного эффекта фотографы использовали особые техники съемки и печати (мягкорисующие объективы, фильтры, обработка позитива бихроматами, солями серебра и др.). Сам Эдвард Стейхен тоже придерживался пикториализма. «Озеро в лунном свете» — одна из самых известных работ фотографа — создана именно в этом стиле.
Эдвард Стайхен уже был известен, когда издательский дом Condé Nast предложил ему должность главного фотографа в журналах Vogue и Vanity Fair. Он принял предложение, хотя члены клуба не приветствовали это решение. Оплачиваемая работа по заданию редакции означала, что фотограф больше не занимается чистым искусством. Тем не менее, сотрудничество с Condé Nast было успешным. Стайхен сделал портреты сотен ведущих деятелей кино, театра, литературы, политики, музыки и спорта, в том числе Гэри Купера, Марлен Дитрих, Уинстона Черчилля, Греты Гарбо, Дороти Паркер.
Его портрет Глории Свенсон быстро стал культовым. Созданный в 1924 году, портрет отражает две эпохи фотографии — пикториализм и модернизм. Тонкое, немного расфокусированное лицо кажется скорее картиной. Но вуаль добавляет модернистской резкости и графической тяжести работе.