Махатма Ганди, идеолог знаменитого движения «ненасильственного сопротивления», до сих пор остаётся одной из самых узнаваемых фигур в мировой истории. И ни один снимок не характеризует образ его жизни более точно, чем портрет с прялкой, сделанный американским фотографом Маргарет Бурк-Уайт в 1946 году.
Бурк-Уайт была бесстрашным фотографом. Она стала первой женщиной-военным журналистом и делала снимки, которые порой ужасают жестокостью изображённых на них событий. Но в то же время она была способна зафиксировать моменты умиротворения и спокойствия. Такова фотография «Ганди и его прялка», сделанная во время пребывания Бурк-Уайт в Индии.
1946 год — неспокойное время для страны. В 1947 бывшую британскую колонию разделят на независимые государства — Пакистан и Индийский Союз. Последуют многочисленные кровопролитные столкновения индуистов и мусульман, более 500 тысяч человек погибнет. Махатма Ганди, веривший в бессмысленность насилия, очень тяжело переживал ситуацию в стране. Но в 1946 году стороны ещё надеялись на более мирное урегулирование конфликта. В это время Маргарет Бурк-Уайт выполняла в Индии задание редакции журнала LIFE. Она работала над статьей, названной в итоге «Лидеры Индии», выпущенной 27 мая 1946 года. В ходе работы над статьёй фотограф сделала сотни снимков, включающих множество фотографий самого Ганди: с семьёй, с прялкой, на молитве. Дюжину снимков опубликовали в «Лидерах Индии». Но среди них не было знаменитой фотографии с прялкой.
Этот снимок не публиковали в LIFE ещё месяц — и даже тогда, в июне 1946 года, он появился как маленькое изображение поверх статьи, посвящённой обаянию Ганди, которое редакция называла «природным лекарством» для больных.
По-настоящему известна фотография стала после убийства Ганди в январе 1948 года. В начале следующего месяца LIFE выпустил статью под названием «Индия потеряла свою Великую Душу». Снимок Ганди с прялкой заполнил полстраницы поверх текста. Фотография служила волнующим визуальным панегириком этому человеку и его идеалам.
Из записок, которые были приложены к фотоплёнке, отправленной из Индии в офис LIFE в Нью-Йорке весной 1946 года, значение простой прялки на снимке становится очевидным: «Ганди прядет каждый день в течение часа, начиная обычно в 4. Все члены его ашрама должны прясть. Он и его последователи поощряют каждого прясть. Даже М.Б-У. поощряли отложить в сторону камеру, чтобы прясть… Когда я заметила, что и фотография, и прядение — это ремесла, они сказали мне серьёзно: „Прядение более великое из двух“. Прядение поднимается к высотам почти религиозным Ганди и его последователями. Прялка для них почти как икона. Прядение для них — лекарство, и говорят о нём в терминах высокой поэзии».
На самом известном портрете Ганди, сделанном Бурк-Уайт, заметка редакторам LIFE гласит: «Ганди читает вырезки — на переднем плане прялка, которую он только что закончил использовать. Было бы невозможно преувеличить почтение, с которым личная прялка Ганди содержится в ашраме».