Мониторинг риска контрагента далеко не прост в изменчивой экономической среде. Клаудия Вилласис предлагает несколько стратегий.
Почти каждую неделю появляется новая статья о том, как плохо работает банк или компания. Компания X не прошла стресс-тест; банк Y плохо капитализирован; или банку Z грозит огромный штраф, который может поставить под угрозу его баланс.
Сегодня вопросы снова направлены на компании и банки. Имея так много информации и так много показателей финансовой стабильности компаний и организаций, может быть очень трудно решить, с какими контрагентами безопасно совершать сделки.
Итак, как мы можем лучше всего оценить экономическое здоровье финансовых контрагентов? Точного определения «лучшего банка» не существует, и определение для каждой компании может быть разным, в зависимости от того, какие операции мы хотим заключать. Поэтому вопрос необходимо перефразировать: что для нас важно при оценке банков и как мы определяем и контролируем правильные индикаторы риска?
Что важно?
Любой показатель риска можно использовать как самостоятельную меру, но обычно несколько показателей следует комбинировать для получения более точной картины финансового контрагента, подробнее тут https://liccontragent.ru/.
Пять важных областей при оценке финансовых контрагентов:
- Кредитное качество. Какова вероятность дефолта? Это самый важный критерий, потому что именно дефолт приводит к убыткам.
- Ликвидность. Если положение банка ухудшится, будет ли у банка достаточно наличных денег, чтобы заплатить нам и всем остальным, стоящим в очереди за своими деньгами? Мы хотим, чтобы наши контрагенты имели достаточную ликвидность и постоянный доступ к целому ряду рынков финансирования.
- Достаточность капитала. Достаточно ли капитализирован банк? Капитал — это буфер для покрытия потенциальных убытков, и нам нужно знать, что существует достаточный буфер, чтобы обеспечить защиту наших активов, если что-то пойдет не так.
- Прибыльность. Действительно ли банк зарабатывает деньги? Прилагает ли она усилия для повышения своей прибыльности, и есть ли какие-либо непогашенные штрафы или судебные процессы, ставящие под угрозу ее прибыль? В конце концов, прибыль демонстрирует жизнеспособность бизнес-модели банка и укрепляет его капитальную базу.
- Местонахождение и бизнес-модель. Стремится ли банк обслуживать географическое положение или бизнес так долго, как это требуется? Некоторые банки отказываются от определенных типов бизнеса, продуктов и регионов. Последнее, чего мы хотим, — это внезапно потерять нашего контрагента.
Сравнение данных в реальном времени и специальных данных
Как насчет жизнеспособности данных о банках в режиме реального времени по сравнению с данными, периодически предоставляемыми компаниями? Это легче объяснить на примере: традиционно корпорации используют комбинацию кредитных рейтингов, в том числе коэффициент капитала первого уровня и некоторые другие показатели капитала в качестве индикаторов риска для оценки банков.
Эти показатели, как правило, являются хорошим началом, поскольку они охватывают кредитное качество и достаточность капитала, но они не обновляются в режиме реального времени и поэтому не реагируют быстро, когда надвигается кризис. Поэтому нам нужно сочетание данных в реальном времени (последнее представление) и периодически сообщаемых данных (самое последнее историческое представление).