Purple Haze,
Jimi Hendrix
В марте 1967 года, на одном из лондонских концертов, Джими Хендрикс попытался эффектно сжечь гитару в конце выступления, но эксперимент оказался неудачным: музыкант получил ожоги обеих рук и был госпитализирован.
На тот момент группа Хендрикса, The Jimi Hendrix Experience, была популярна в Европе, но почти неизвестна в США. Музыканты думали над тем, как сделать их концерты более зрелищными и привлечь дополнительное внимание публики.
На фестиваль поп-музыки в Монтерее, штат Калифорния, The Jimi Hendrix Experience попали в июне 1967 года, по рекомендации Пола Маккартни — он уверил организаторов, что без этой группы концерт будет неполным. Выступление Хендрикса действительно стало событием: он потряс публику не только виртуозной игрой на гитаре, но и тем, что в финале поджёг инструмент, разломал, а часть обломков выбросил в толпу. Обычным разбиванием гитар зрителей было уже не удивить — это давно делали The Who. К слову сказать, они тоже выступали в Монтерее, прямо перед The Jimi Hendrix Experience.
Самой известной фотографией того дня стал снимок Эда Караева. Ему было семнадцать лет, он учился в школе и приехал на фестиваль, чтобы сделать несколько фотографий, которые надеялся продать местным газетам. Но его снимок из Монтерея окажется настолько удачным, что не только будет успешно куплен, но и во многом определит дальнейшую карьеру известного музыкального фотографа. Эд стоял в первом ряду, прямо перед сценой, что обеспечило ему наилучший ракурс съёмки, когда Хендрикс начал поджигать музыкальный инструмент.
«Номер этого кадра — 36А, последний на плёнке, — рассказывал Караев. — Я чувствовал жар от его гитары, когда он начал разбивать её на сцене меньше чем в шести футах от меня». Позже фотограф признался, что до этого никогда не видел Джими Хендрикса и не слышал его музыки.
Журналист Rolling Stone Алекс Вадукул писал: «Когда Джими Хендрикс поджёг свою гитару на Monterey Pop Festival в 1967-м, он создал один из самых совершенных моментов в истории рока». Писатель и историк Мэтью Уитакер назвал снимок культовым и отметил, что вся эта акция принесла Хендриксу народное внимание.
Сам Хендрикс объяснил свой поступок так: «Я решил уничтожить мою гитару в конце песни как жертву. Вы приносите в жертву вещи, которые любите. Я люблю мою гитару».
Неизвестно, чего было больше в этом поступке — творческого порыва или коммерческого расчёта, — но он действительно произвёл впечатление на зрителей и способствовал дальнейшему росту популярности группы. А фотография Джими Хендрикса, стоящего перед горящей гитарой на коленях, подняв руки, словно служитель языческого культа, стала одним из самых знаменитых изображений в истории рок-музыки.