Форматы пленочных камер. Какими они были и есть.

Вместо вступления.

Приветствую тебя страждущий мой читатель, на втором занятии моей маленькой, но удаленькой фотошколы. В прошлой статье, а для кого-то и уроке, мы разобрали такой важный аспект, как история фотографии. Мы рассмотрели самые важные пунктики, по которым она собиралась и создавалась, и благодаря которым, мы ее имеем именно такой, какая она есть. Теперь же самое время разобраться что такое фотоаппарат, какие разновидности его родного бывают и с чем их пользовать. НО обо всем по порядку.

 Как я обычно делаю, чтоб всем было понятно, даю определения. Так вот и теперь отходить от привычки не стану. Давайте для себя определим, что такое фотоаппарат (фотографический аппарат, фотокамера).

 Фотоаппарат (фотографический аппарат, фотокамера) — это устройство преобразования светового потока от реального сюжета к виду удобному для документирования (запоминания), выполняющее покадровое запоминание изображения реального сюжета.

 Световой поток — от реального сюжета ограничивается углом обзора объектива; фокусируется в фокальной плоскости с нужного фотографу плана; калибруется по интенсивности (апертуре) и времени воздействия; балансируется по цвету и т. д.

 Документирование (запоминание) светового потока — в аналоговой фотографии детектирование (обнаружение) и запоминание изображений проводит светочувствительный материал (фотоплёнка, фотопластинка и т. п.). В цифровой фотографии детектирование (обнаружение) изображений проводит матрица, а запоминание проводится в буферной и внешней флэш-памяти цифровых фотоаппаратов.

 Из всего вышесказанного имеем, что фотоаппарат, это некая конструкция, способная благодаря своим физическим, химическим и техническим составляющим, запоминать и в последствии отображать, некоторый временной участок события и участок пространства, попадающий в зону обзора этого самого аппарата.

 Итак, с определением разобрались, шагаем дальше. Чтоб было понятнее, для начала разберемся с форматами камер. То есть разберемся какие форматы носителей были у каких камер. Я не буду описывать абсолютно все варианты, я начну с камер, которые были в ходу в период с 1917 года.

 

Крупноформатная камера.

камера FKD-13x18

камера FKD-13×18

Раньше во времена пленочной фотографии, когда еще не было каких либо стандартов, в ходу, среди фотографов, было явным преобладанием крупноформатных камер. То есть камер, фотоносители которых были большими. Что я имею в виду под фотоносителем, конечно же фотопленку или фотослайд, вставленный в кассету. Как правило это были большие деревянные коробки или металические кейсы. В качестве сменного фотоносителя была однозарядная кассета, внутри которой был расположен, заранее в темной комнате нарезанный и вставленный слайд из фотопленки, или собственноручно нарезанный из большого рулона моток пленки в 3-5 кадров. В качестве фокусирующего элемента у этих камер были передвижные кожаные меха (как гармошка). Размеры этих самых слайдов были разнообразны, их резали и делали, кто во что горазд. А все только потому, что развитие шло в сторону упрощения процесса, а не минимизации. Вот вам для примера размеры использующихся в форматных камерах слайдов: 90х120 мм, 65х90 мм, 45х60 мм, 130х180 мм, 180х240 мм. Страждущие и любопытствующие, могут ради интереса, вырезать эти размеры из бумаги и получить более полное представление. Камеры эти были с простым устройством. Фокусировочные механизмы были в основном сделаны исключительно на расчетной основе, с применением визирования по шкале дальномера. Объективы для таких камер, как правило были достаточно тяжелыми, громоздкими и простыми в устройстве, ни о каком просветлении линз тогда даже речи не шло. Совсем забыл сказать, что фокусироваться в камерах крупного формата приходилось двумя способами, первый это наведение фокуса по шкале дальномера, то есть фактически на глазок, а второй способ — это наведение фокуса на резкость по матовому стеклу, при чем, чтоб облегчить себе задачу, фотографу приходилось закрываться с фотоаппаратом некоей накидкой, оставляя снаружи только переднюю часть камеры с объективом.

 

Среднеформатная камера.

фотоаппарат Киев-6С ТТЛ

фотоаппарат Киев-6С ТТЛ

Реклама от GOOGLE

Время шло, технологии менялись, а вместе с технологиями менялись и фотоаппараты. Как мы уже теперь понимаем, ходить с крупноформатной камерой, которая только сама весит не один килограмм, а бывало что она весила и не один десяток килограмм. На смену таким камерам пришли современные материалы, легкие сплавы металлов, пластик и так далее. Сразу же и определились с форматом, то есть с размерами слайда(он же кадр). У среднеформатных камер всего два размера кадра, это 60х60 мм и 60х40 мм. Был конечно еще и панорамный, крайне редко встречающийся 60х120 мм, но о нем стоит только упомянуть, что я и сделал. Среднеформатные камеры стали более технологичны. Для таких камер появились не только разнообразные объективы, решающие разные фотографические задачи, более светлые в рисунке, более технически улучшенные, но так же появились и разные технические решения для работы затвора, для фокусирования на объекте, на лентопротяжном механизме пленочного полотна. В общем фотография стала обретать более понятные рамки и форматы. Стала более доступной и начала широко входить в массы. Так же в среднеформатных камерах начали использовать электронику. Первые устройства экспозамера, электронные фотодатчики в пентапризме, и многое другое, что раньше не было доступно в камерах крупного формата, вместе с прогрессом начало находить применение в камерах среднего формата.

Узкий формат или привычные 35 мм.

фотоаппарат Киев-4а

фотоаппарат Киев-4а

Так как средний формат куда удобнее применять для более масштабных целей, для съемки портретов, для крупной предметной съемки, для более сильного выражения фотографических задач на планке масштабирования, то решили масштаб уменьшить и пересмотреть варианты использования. Фотографическое общество задумалось о том, что камеру было бы замечательно применять и в повседневной жизни, в репортаже, для фиксации быстрого события, для быстрых зарисовок чего либо. Для этих целей, был принят следующий в этапе развития фотографии формат. Формат, площадь слайда которого равен 24х35 мм. Именно этот формат, дал широкое распространение фотографии, как народному искусству. Этот формат стал не просто применимым, он стал доступным и простым в использовании. Камеры узкого формата, стали легче и меньше, они совмещали в себе технологичность среднего формата и обеспечивали компактностью и простотой. Благодаря узкому формату, мы на данный момент имеет хорошо запечатленную историю, имеем широчайший спектр применения фотографии, от моды, до жанрового фото, мы имеем возможность снимать камерами которые просты и понятны в использовании. В общем спасибо прогрессу и тому кто создал формат 35 мм.

Миниатюрные и полуформатные камеры.

фотоаппарат Киев-30М

фотоаппарат Киев-30М

Ну и напоследок. Чтоб уж совсем не было скучно. Поведаю вам о том, что фотолюбители, получив в руки узкий формат, захотели еще его уменьшить. Согласитесь, удобно, ходишь себе по городам и весям, а в кармане пачка, размером с коробочку с леденцами. Пленки нужно мало, потому как формат слайда на таких камерах составлял либо половину кадра узкой пленки, то есть 24х18 мм, либо совсем уж был миниатюрен и составлял 13х17 мм. Как правило полуформатные камеры ничем кроме размера от своих «узкоформатных» братьев и сестер не отличались, а вот камеры миниатюрные имели более простое устройство. Как правило имели простенький калькулятор экспозиции, в виде символов погоды с ручной установкой этой самой экспозиции, снабжались центральным затвором и имели сильно ограниченный ряд выдержек. Зато вот габаритами такие камеры обходили все предыдущие. К примеру габариты камеры «Киев-30» составляли 28хх46х86 мм. Согласитесь удобно такую носить в кармане. Вот только история фотографическая их не приняла. Распространения миниатюрные и полуформатные камеры не получили, а экземпляры, которые остались на руках у людей, на сегодняшний день пригодны разве что, для теоретического знакомства с их устройством и работой.

Часть итоговая

камера ФКД + трипод и чехол

камера ФКД + трипод и чехол

Ну вот собственно и все. В этой статье я рассмотрел все основные виды форматов камер. Есть конечно еще специализированные, редкие форматы. Есть камеры дальномерные, зеркальные, шкальные, но это уже совсем другая тема. Тема для следующей статьи. Сейчас же хочу под итожить.  С течением времени, человек стал стремиться к минимизации устройств вокруг себя. Сейчас это тонкие телевизоры, а когда то они были огромными и громоздкими, сейчас это тонкие ноутбуки, а когда то вычислительные машины занимали площадь, равную хорошему складу товаров. НО так или иначе, те фотоаппараты что дошли до нашего времени, особенно камеры узкого и среднего формата, это действующие камеры. На них не только делают фотографии, на таких камерах работаю мастера. Люди которые тонко понимают и чувствую поведение и структуру света. Желаю вам друзья так же изучить свои фотоаппараты, чтоб со временем вы могли творить ни чуть не хуже, а то и лучше тех мастеров, творчеством которых мы сейчас восхищаемся.

На последок похвастаюсь галереей моих пленочных камер. Это конечно же не все камеры, НО они все в рабочем состоянии и на все я снимаю. ГАЛЕРЕЯ ТУТ!

P.S. Друзья, если статья понравилась вам или стала вам полезной. Сделай и мне взаимное добро. Поделитесь ссылкой на статью на своих страничках «Вконтакте», «Одноклассниках», «Facebook», «Tweeter» и других страничках. Для этого нужно всего лишь нажать кнопку внизу страницы и следовать простым шагам инструкции. Так же приглашаю вас подписаться на мою рассылку, тогда вы точно не пропустите следующую, надеюсь интересную и полезную, статью. Форма подписки находится в верхнем правом углу страницы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Реклама от GOOGLE

Все опции закрыты.

Комментарии "Вконтакте":

Комментарии "Facebook":

Комментарии закрыты.